УДК 622.284.74.622.625.6
Лысенко Максим Владимирович
Специалист по анкерному креплению ООО «РАНК 2»
САМОК Алексей Владимирович
Инженер-технолог ООО «РАНК 2»
РАЙКО Галина Викторовна
Инженер-технолог ООО «РАНК 2»
ГРЕЧИШКИН Павел Владимирович
Научный сотрудник Лаборатории геотехнологии
освоения угольных месторождений ИУ СО РАН,
к.т.н.
Канатный анкер АК 01: крепление подвесной монорельсовой дороги
Статья посвящена технологии и опыту крепления подвесных монорельсовых дорог.
Ключевые слова: канатный анкер АК01, гайка-подвес, монорельсовая подвесная дорога.
Контактная информация - e-mail: kom.info@rank42.ru
Рост темпов проведения подготовительных выработок и отработки запасов угля на пологих пластах высокопроизводительными механизированными комплексами отечественного и зарубежного производства предъявляет высокие требования к срокам доставки материалов и оборудования в очистные и подготовительные забои.
Особого внимания заслуживает вопрос транспортировки секций крепи при монтаже/демонтаже механизированных комплексов, т.к. это является одним из главных сдерживающих факторов своевременного ввода очистных забоев. Применяемые на шахтах локомотивный и канатный транспорт уже не удовлетворяют современным требованиям к срокам доставки/выдачи оборудования. На сегодняшний день тенденция перевозки тяжёлых секций механизированных крепей развивается по трём направлениям [1]:
1) перевозка секций автомобильным транспортом - тягачами на пневмоходу;
2) перевозка секций при помощи напочвенных реечных, зубчатореечных дорог типа «Беккер» с применением дизелевозов;
3) перевозка секций подвесными монорельсовыми дорогами с применением дизельных или аккумуляторных локомотивов.
На некоторых шахтах Кузбасса перевозка тяжёлых секций крепи осуществляется при помощи тягачей на пневмоходу, это сопряжено с некоторыми трудностями, а именно: при перевозке секций тягачами разбивается почва выработки, приходится в отдельных случаях сооружать (бетонировать) дорогу. Применение напочвенных дорог также имеет ряд ограничений, например, при пучении почвы в выработках сбивается линейность зубчатой рейки и при проходе дизелевоза на рейке ломаются зубки. Применение подвесных монорельсовых дорог для перевозки материалов, оборудования, лёгких секций механизированных крепей за последние пять лет приняло масштабный характер. Подвеску монорельсовых дорог производят в выработках закрепленных как рамной крепью к рамам, так и анкерной крепью – при помощи анкеров подвески или специально установленной рамной крепи.
До недавнего времени единственным способом анкерного крепления монорельсовой подвесной дороги (МПД) являлся монтаж анкерного подвеса к кровле выработки двумя-четырьмя сталеполимерными анкерами, см. рис. 1.Рисунок 1. Устройства для монтажа МПД со сталеполимерными анкерами.
Основными недостатками данного способа является сравнительно высокие материало- и трудоемкость выполнения работ, низкая несущая способность анкерного подвеса.
Зачастую для монтажа МПД используются анкеры близкой длины с анкерами основной крепи (рис. 2, а - свод обрушения по [2]). При движении дизелевоза возможно дополнительное нагружение основной крепи свыше допустимого предела, что может привести к увеличению свода обрушения и разупрочнению пород кровли (рис. 2, а) вплоть до её обрушения вместе с крепью.
а) МПД закреплена на сталеполимерные анкеры |
б) МПД закреплена на канатные анкеры |
Рисунок 2. Состояние приконтурного массива горных пород
Согласно первой редакции «Инструкции по расчету и применению анкерной крепи на угольных шахтах Кузбасса» [3] для повышения безопасности горных работ длина анкеров подвески монорельсовой дороги выбирается с учетом закрепления их выше анкеров основной крепи выработки на величину не менее 0,5-1,0 м [1].
При этом установка сталеполимерных анкеров в некоторых выработках становится весьма затруднительной, поэтому ООО «РАНК 2» для монтажа МПД были применены канатные анкеры с высокой несущей способностью, которые из-за их гибкости можно использовать в выработках любой высоты. Канатные анкеры закрепляются в устойчивых породах кровли и дополнительного нагружения основной крепи при движении дизелевоза не происходит (рис. 2, б).
На шахтах «Байкаимская», «Чертинская-Коксовая» и др. для перевозки тяжелых секций механизированной крепи (массой более 25 т) в сборе МПД были смонтированы с использованием канатных анкеров АК01 и «бесконечного» подхвата из спецпрофиля СВП. Технология крепления МПД заключалась в следующем: бурение шпуров и установка «бесконечного» подхвата под канатные анкеры, монтаж анкерного подвеса на подхват и подвеска МПД. Достоинствами данного способа крепления МПД являются:
-
применение анкеров глубокого заложения с повышенной несущей способностью;
-
снижение объёма буровых работ и количества анкеров.
Основным недостатком этого способа стала трудоемкость выполнения работ, а именно монтажа «бесконечного» подхвата из спецпрофиля СВП, поэтому специалистами ООО «РАНК 2» был разработан анкер АК01-121 (рис. 3, а) с расчетной несущей способностью 21 тс специально для монтажа МПД. Конструкция анкера защищена патентом РФ.
а) АК01-121 |
б) АК01-25 с гайкой-подвесом |
Рисунок 3. Канатные анкеры
Конструктивная особенность данных анкеров позволяет производить крепление МПД без дополнительных трудоемких операций и приспособлений. Технология крепления подвесной дороги на канатные анкеры АК01-121 достаточно проста: бурится один шпур на расчётную глубину, устанавливается анкер, непосредственно к муфте анкера при помощи высокопрочного болта и гайки присоединяется цепь с «серьгой», монтируется балка МПД. Преимущества данного способа крепления очевидны (см. таблицу).
Сравнение технико-экономических параметров при монтаже одного подвеса МПД на сталеполимерные анкеры и канатный анкер АК01-121
Параметры |
Сталеполимерные анкеры |
АК01-121 |
Конкурентные преимущества АК01-121 |
Материалы |
|||
Количество анкеров, шт. |
2-4 (l=2 м) |
1 (l=3 м) |
Существенное снижение материалоёмкости |
Количество используемых ампул, шт. |
4-8 (l=470 мм) |
2 (l=650 мм) |
|
Анкерный подвес, шт. |
1 |
- |
|
Несущая способность подвеса, тс |
5-10 |
21 |
Несущая способность выше за счёт более прочного литого анкерного подвеса, что позволяет транспортировать дизелевозом весьма тяжёлые грузы |
Металлоёмкость, кг |
17-20 |
4,4-5 |
Снижение примерно в 4 раза, а следовательно, снижение затрат времени и средств на доставку |
Длина анкеров, м |
до 3,5 |
до 11 |
Позволяет ГАРАНТИРОВАННО закрепить анкер за пределами контура неустойчивых пород кровли |
Объём буровых работ, п.м. |
4 |
3 |
Снижение объёма буровых работ на 25% и более, следовательно, экономия моторесурса буровой техники |
Снижение трудоёмкости |
- |
+ |
Увеличение скорости монтажа за счёт установки одного анкера вместо двух и отсутствие операции монтажа анкерного подвеса |
СТОИМОСТЬ |
|||
Стоимость материалов, % |
100
|
69,7 |
Существенное снижение затрат на приобретение материалов |
Заработная плата, % |
100 |
31,7 |
Существенное снижение затрат на заработную плату рабочих |
Всего затрат, % |
100 |
48,6 и менее |
Существенное снижение затрат – в 2 и более раз |
Новый способ крепления монорельсовой подвесной дороги при помощи канатных анкеров АК01-121 (производства ООО «РАНК 2», г. Кемерово) прошёл успешную апробацию и используется на постоянной основе на шахтах «Южная», №7, «Абашевская», «Берёзовская», «Колмогоровская-2», «Костромовская», «Котинская», «Красноярская», «Кушеяковская», «Осинниковская», «Первомайская», «Талдинская-Западная», «Чертинская-Южная» и на шахте-разрезе «Инской».
В настоящее время специалистами ООО «РАНК 2» разработаны и запатентованы новый канатный анкер АК01-25 и гайка-подвес (см. рис. 3,б) для монтажа МПД. Новое устройство анкерного подвеса ориентировано на применение в подготовительных выработках и обладает следующими достоинствами:
-
повторное использование гайки-подвеса при перемонтаже МПД, а, следовательно, значительное снижение металлоемкости крепи и её стоимости.
-
после демонтажа МПД анкер может быть использован в качестве усиливающей крепи впереди очистного забоя.
Вывод:
Применение новых канатных анкеров подвески монорельсовых дорог (АК01-121 и АК01 с гайкой-подвесом) позволяет значительно снизить сроки монтажа МПД, материалоёмкость крепи, трудоемкость и объёмы доставочно-транспортных работ, что приводит к снижению затрат на подвеску монорельсовых дорог в два и более раз.
Литература:
-
Методические рекомендации по расчету параметров сталеполимерных (сталеминеральных) анкеров для подвески монорельсовых дорог в выработках закрепленных анкерной крепью. – / Кемерово: КузГТУ, 2008.
-
Широков А.П., Писляков Б.Г. Расчет и выбор крепи сопряжений горных выработок. - М.: Недра, 1978.
-
Инструкция по расчету и применению анкерной крепи на угольных шахтах Кузбасса (первая редакция). СПб.: ОАО «ВНИМИ», 2011.