До недавнего времени единственным способом анкерного крепления монорельсовой подвесной дороги (МПД) являлся монтаж анкерного подвеса на два-четыре сталеполимерных анкера.
Основными недостатками данного способа являются сравнительно высокие материалы и трудоемкость выполнения работ, низкая несущая способность анкерного подвеса.
Зачастую для монтажа МПД используются анкеры одной длины с анкерами основной крепи (рис.2а). При транспортировке грузов возможно дополнительное нагружение основной крепи свыше проектной величины,что может привести к увеличению свода обрушения и разупрочнению пород кровли вплоть до её обрушения вместе с крепью.
Для повышения безопасности горных работ [1] длина анкеров подвески монорельсовой дороги выбирается с учетом закрепления их выше анкеров основной крепи выработки на величину не менее 0,5 1,0 м. При этом установка сталеполимерных анкеров для монтажа МПД в выработках сравнительно малой высоты становится невозможной, поэтому ООО «РАНК 2» были разработаны специальные канатные анкеры (рис.3), которые из-за их гибкости можно использовать в выработках различной высоты. Канатные анкеры обладают высокой несущей способностью и закрепляются в устойчивых породах кровли, таким образом, дополнительного нагружения основной крепи при движении по монорельс у транспортных средств не происходит (рис.2б).
Конструктивная особенность данных анкеров позволяет производить крепление МПД без дополнительных трудоемких операций и приспособлений. Технология крепления подвесной дороги на канатные анкеры АК01121 достаточно проста: бурится один шпур на расчётную глубину, анкер закрепляется ампульным способом, непосредственно к муфте анкера присоединяется цепь, к которой крепится балка МПД. Преимущества данного способа крепления представлены в табл.1.
Новый способ крепления монорельсовой подвесной дороги при помощи канатных анкеров АК01121 (производства ООО «РАНК 2», г Кемерово) прошёл успешную апробацию и используется на постоянной основе шахтами Кузбасса.
Для монтажа МПД и других технических средств в подземных горных выработках сроком службы до пяти лет на шахтах и рудниках специалистами ООО «РАНК 2» разработан новый канатный анкер АК0125 со съёмной гайкойподвесом (рис.3б).
Назначение АК0125 с гайкой-подвесом:
- монтаж подвесных монорельсовых дорог;
- крепление блоков скреперных лебёдок;
- крепление блоков лебёдок по месту ведения монтажных/демонтажных работ и пр.;
- усиления крепи горных выработок различного назначения.
Новое устройство анкерного подвеса обладает следующими достоинствами:
-
повышенные механические характеристики;
-
отсутствие возможности уменьшения длины анкера;обеспечение безопасности работ за счёт закрепления анкера в устойчивых породах при контурного массива выработки;
-
повторное использование гайки подвеса при перемонтажеподвесных узлов МПД, лебёдоки пр. позволяет значительно снизить металлоемкость крепи;
-
после демонтажа гайки подвесаанкер может быть использован в качестве усиления крепи выработки;
-
многофункциональность продукта позволяет значительно снизить капитальные и эксплуатационные затраты на крепь.
Сравнение технико экономических параметров при монтаже одного подвеса МПД на сталеполимерные анкеры и канатный анкер АК01121
Выводы
Применение новых канатных анкеров АК01121 и АК0125 с гайкойподвесом позволяет обеспечить надёжность закрепления подвесных узлов технических средств и значительно уменьшить:
-
сроки монтажа;
-
материалоёмкость крепи;
-
трудоемкость и объёмы доставочно-транспортных работ;
-
затраты на один подвес в два и более раз (на примере МПД).